ГЛОНАСС

ГЛОНАСС – МГЛОба́льная НАвигацио́нная Спу́тниковая Систе́ма (ГЛОНА́СС, GLONASS) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации[1].

Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российские космические системы»[2].

ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Для обеспечения коммерциализации и массового внедрения технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом Постановлением Правительства РФ в июле 2009 г. был создан «Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности», функции которого были возложены на ОАО «Навигационно-информационные системы».

Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче.

На основании Указа Президента РФ от 17.05.2007 N 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (ред. от 17.12.2010) «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления муниципальных образований и подведомственным им организациям рекомендовано оснастить аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров.

 

ОАО «РЦНМУ» (Региональный центр навигационного мониторинга и управления) предлагает комплексное решение для предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, перевозки опасных грузов, маршрутизированные работы в дорожном и коммунальном хозяйстве:

Центр обработки:

Операторы центра обработки данных осуществляют:

  • круглосуточный контроль работы транспорта
  • информационную поддержку
  • техническую поддержку
  • мониторинг траспортных средств
  • помощь в экстренных случаях

 

Терминал ГЛОНАСС (устанавливается непосредственно на автобус)

 Специальное оборудование, состоящие из двух основных модулей – приемника сигнала со спутников системы ГЛОНАСС и передатчика данных через интернет по технологии GPRS, необходимо для подключения транспортного средства к системе и для отображения его в программе на компьютере диспетчера. Рекомендованные к установке модели:

 Гранит-навигатор 2.07 (GPS/ГЛОНАСС)

  • ГЛОНАСС/GPS приемник
  • встроенные антенны
  • передача данных по GPRS
  • ЖК-дисплей
  • голосовая связь
  • обмен текстовыми сообщениями
  • встроенный аккумулятор
  • встроенный автоинформатор
  • 4 аналоговых и дискретных входа
  • цифровые интерфейсы: 1хRS232, 1хRS485
  • озможность подключения цифровой видеокамеры и CAN-шины

 

Абонентский терминал Гранит-навигатор 2.08 (GPS/ГЛОНАСС)    

  • ГЛОНАСС/GPS приемник
  • встроенные антенны
  • передача данных по GPRS
  • ЖК-дисплей
  • голосовая связь
  • обмен текстовыми сообщениями
  • встроенный аккумулятор
  • 4 аналоговых и дискретных входа
  • цифровые интерфейсы: 1хRS232, 1хRS485
  • возможность подключения цифровой видеокамеры и CAN-шины

 

M2M-Cyber GLX (GSM/ГЛОНАСС/GPS)

АТ принимает и обрабатывает сигнал с навигационных спутников (ГЛОНАСС и/или GPS), на диспетчерский пункт передает обработанную информацию по каналам GPRS.

Зона действия АТ соответствует зоне покрытия сотовых сетей GSM.

Функции:

  •  Определение и передача на сервер местоположения и параметров режима движения транспортного средства - географических координат, скорости, курса и др.
  •  Определение состояния систем и компонентов объектов с помощью обработки сигналов с цифровых и аналоговых датчиков
  •  Запрограммированная реакция на ряд событий:
    • превышение заданной скорости
    • изменение курса
    • вхождение в заданную зону или выход за ее пределы и т.д.
  • Дистанционное управление системами объекта с помощью команд, подаваемых с сервера
  • Двухсторонняя громкая связь между водителем и диспетчером
  • Дополнительные функции (одометр, расчет статистических показателей)
  • Обмен данными между подключенными к терминалу дополнительными устройствами

Производство: М2М телематика

Основные технические характеристики:

  •  Габаритные размеры: 155х122х45 мм
  •  Вес: не более 0,3 кг
  •  Материал корпуса: пластик
  •  Рабочие температуры: от –30оС до +55оС
  •  Диапазон напряжений питания: от 9 В до 36 В
  •  Мощность, потребляемая в режиме ожидания: не более 2 Вт
  •  Мощность, потребляемая в режиме передачи данных и голосовой связи: не более 5 Вт
  •  Объем внутренней энергонезависимой памяти («черного ящика»): не менее 50000 событий
  • Средний ток потребления в штатном режиме: не более 200мА

 

 

Телематический сервер расположен в Региональном центре навигационного мониторинга и упрвления. Серверное оборудование позволяет:

 

  • принимать и обрабатывать информацию,передаваемую терминалами посредством GPRS
  • контролировать состояния терминалов, установленных на транспортных средствах
  • хранить принятые данные
  • отправлять данные конечным пользователям системы ГЛОНАСС - на компьютеры со специальным «АСУ-навигация»
  • формировать аналитические отчеты на основе полученных данных

 

Программа «АСУ-навигация» (устанавливается на компьютер в предприятии)

 

Предназначена для практического использования установленных на автобусах терминалов ГЛОНАСС. Программа «АСУ-навигация» позволяет

 

  • управлять транспортом (создавать маршруты, задавать графики движения и др.)
  • контролировать транспорт (соответствие графикам движения, выполнение заданий)
  • оперативно выявлять чрезвычайные происшествия и реагировать на них
  • сохранять любую информацию, полученную программой, в базе данных
  • связываться с водителями транспорта (посредством громкой связи на рабочем месте диспетчера и водителя)
  • отслеживать передвижения автобусов в реальном времени по карте местности
  • следить за расходом топлива в автобусах (при наличии специального датчика топлива на транспортном средстве)
  • формировать отчеты о выполненной транспортной работе, работе водителей, работе транспортных средств (дневные, вечерние и ночные; регулярность выполнения рейсов; пробег общий и линейный; время работы общее и на линии; простои), о работе диспетчеров системы (переговоры диспетчеров с водителями транспортных средств, проведение управляющих воздействий при регулировании движения).